Тип: Горный поход, Экспедиция

Керівник - Павлов А.А.

Опубліковано: 04.05.2020
Автор: Александр Павлов

Нитка маршруту: ледник Зап. Онтор = пер. ДжетыОгуз 2Б = пер. Васильева 3А = пер. Плече Каракола 3А* = Пик Каракольский 5281 = пер. Металург 3А* = пик Слоненок 4780 = пер. Слоненок 3А* = пик Фестивальный 4670 = пер. Джигит 3А* = пик Джигит 5130 = пер. Эпюра 2А = ледник Кельтор

Короткий опис: Траверс пик Каракольский - пик Джигит 5Б к.т (3Б* тур) Центральный Тянь-Шань (Терскей Алла-Тоо) совершенном с 3.08 по 7.08 2011 г.

Турклуб «Романтик», Одесса

Отчет

Траверс пик Каракольский - пик Джигит 5Б к.т

(3Б* тур)

Центральный Тянь-Шань (Терскей Алла-Тоо)

совершенном с 3.08 по 7.08 2011 г.

Руководитель группы: Павлов Александр Анатолиевич

Справочные данные

Параметры восхождения

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

3.08-7.08.2011

• Район проведения - Центральный Тянь-Шань
  • Страна проведения - Киргизия
  • Подрайон - Терскей- Алла-Тоо
  • Организация, проводящая мероприятие - Турклуб “Романтик”, г.Одесса, Украина
  • Суммарный набор высоты - 2,4 км
  • Максимальная высота - 5281м.
  • Минимальная высота - 3800м.
  • Количество участников - 3
  • Общий километраж путешествия - 250 км
  • Общее время путешествия - 33 дня
  • Суммарное чистое ходовое время активной части похода - 34,5 часов
  • Пройдено локальных препятствий - 11
  • Вершин посещено - 4

Нитка маршрута

ледник Зап. Онтор - пер. ДжетыОгуз 2Б - пер. Васильева 3А - пер Плече Каракола 3А* - Пик Каракольский 5281 - пер. Металург 3А* - пик Слоненок 4780 - пер. Слоненок 3А* - пик Фестивальный 4670 - пер.Джигит 3А* - пик Джигит 5130 - пер Эпюра 2А - ледник Кельтор

Высотный профиль

Состав группы

ФИО

Год

рожд

Обязанности

в группе

Контакты

C:\Users\HoocH\Pictures\2010\2010 Горы Лето\2010 4к.с\Best\без рамки\gjhn\DSC_0019 1.jpg

Павлов Александр Анатолиевич

Тел.+38 050 3333 879

e-mail: aaphooch@gmail.com

facebook.com/alex.hooc

C:\Users\HoocH\Pictures\2010\2010 Горы Лето\2010 4к.с\Best\без рамки\gjhn\DSC_0244 1.jpg

Аренкин Виктор
Васильевич

1989

Логист

Финансист

Завснар

Тел. 0934587190

arenkinvictor@gmail.com

C:\Users\HoocH\Pictures\2010\2010 Горы Лето\2010 4к.с\Best\без рамки\gjhn\DSC_0471 1.jpg

Комаров Валентин Вячеславович

1988

Реммастер

Примусятник

Описание прохождения

Подход

от А/л Каракол. Правый берег ~1 час дорога ~ 2,5 часа по тропе хорошей в верхний цирк (откывается вид на Каракол). Затем через насыпь (крупная пологая осыпь) к речке. Вдоль множество разливов под язик Ледника. Не доходя 100 м до реки впадающей слева и 300 м до ленника прекрасне стоянки, ручей.

День I (3.08)

20 мин. До ленника по тропе и каменным валам.

40 мин по пологому простому открытому леннику и на левобережную морену.

10 мин по средней сыпухе до языка л. Каракол Зап

30 мин по леднику 20-25 градусов по языку, затем 1 час 15 мин по пологому простому леднику в верхней части поперечные трещины. Обходятся или перешагиваются.

Далее в связках, начинается снег. 1 час по снегу 25 градусов в нижней части 40 градусов в вверху ~200 м. Тропежка вверху выше колена. Выход на простые разрушенные скалы и ещё 30 мин по кулуару, а потом вправо от бастиона. Слева от бастиона висит веревка 15 м. по отвесному камину. Использовать ее не рискуем. Всего ~70 м. Много точек страховки. Простое и среднее лазание. Выход в в мульду. Бивуак прямо в мульде за Жандармом (Camp1). Шквальный ветер. Сильный мороз. ЧХВ 2 часа 20 мин.

*от этого места и далее до конца маршрута движение было непрерывно в связке.

День II (4.08)

2:30 выход. 30мин вправо- вверх на гребень. 30 градусов, снег, немного тропежки затем по гребню вверх ~ 200 м 40 градусов (местами 45- 50 градусов). Лед под снегом ~10-15 см. Выход влево по гребешку на основной гребень отрога. По гребню 3 часа ЧХВ. Гребень читаемый. Много карнизов влево(на Восток). Первый большой жандарм пересекаем слева-направо по снегу, местами лед, простые скалы. Второй жандарм более монолитный обходим справа по скальным полкам. Страховка на закладках и бурах, попеременная, одновременная, в зависимости от рельефа. Далее все по гребню, снегу. Выход на пер. Васильева 3А*. У него 2 седловины на 2-й есть места под палатки. Туров нет. Записки нет.

С перевала влево-вверх через ледопад, простой, МАХ 40° (ср. 30-35°). Снег вымерзший, местами лед под снегом. Страховка одновременная. 1,5 часа ЧХВ перехода на пер. Плече Каракола 3А*.

Далее по гребню в сторону вершины пика Каракольского. Гребень простой, широкий, на левую сторону (на Север) местами небольшие карнизы. Выход на склон вершинного взлета, затем по снегу от 20 до 45° вверх. Затем вправо, по левому краю ледового кулуара (до 65°) и на скалы. Страховка на бурах. 60м. Перила. Дальше вверх, по разрушенным скалам, залитым людом (и под снегом5-10 см). Страховку организовывать тяжело, приходится ставить много надежных и не очень точек. В сумме около 100м перил. Выше скал ~15-20м вверх на снежный гребень, по нему вправо 30м на вершину. . ЧХВ 2 часа.

Вершина пика Каракольского (5250м) широкая, плоская. Бивуак (Camp2). Хороший вид на все окружающие объекты: Хан-Тенгри, Победа, Иссык-Куль, районы Куйлю и Ак-Шийрак. Так же хорошо просматриваются еще две вершинки массива Каракольского(Средняя и Южная) и дальнейший путь продвижения. Сильный холодный ветер.

День III (5.08)

2:40. Выход.

Вправо(на Юг) по снежным склонам и вниз , траверсом к центральной вершине, от нее на Восток, на гребень, по снежным шапкам. Перед выходом на гребень большой берг-разлом, закрытый снегом большей частью. Плохо читается. Проходим на страховке правее и выходим на снежную шапку, над Восточным гребнем Каракольского. ЧХВ 25 мин.

Далее по Восточному гребню Каракольского вниз. Слева(Север) крутые обрывы, карнизы справа(Юг). Гребень сужается в нож, большие карнизы. Серак (снежно-ледовый жандарм) обходим справа (прорубаем полку). Это самое узкое место гребня. Страховка на снежном якоре. В середине гребня карнизы меняются на левую сторону (на Север). Движемся над скалами, по Южной стороне. Страховка на бурах, одновременная, попеременная, местами перильная.

В нижней части карнизы снова меняются направо(на Юг). Идем под ними, над склонами, по верхней кромке скал. С Северной стороны идти опасней – не видно линии отрыва карниза + крутой (до 75°) лед, крошится, страховка не надежная. По Южной стороне лед до 55°, монолитный, твердый. Страховка одновременная, попеременная, перильная, все на бурах.

Спуск до пер. Металлург 3А*. Тур явный, в самом низком месте. Снята записка 79 года, города Сталинград.

3 часа ЧХВ по гребню (+2 привала по 10 мин, в 6:25 на перевале Металлург)

Далее на Восток по снежным склонам на скальный гребень Слоненка. Простые скалы. Местами средней сложности (~ по 4-5 м), снег, ледовые кулуары. Движемся по правой (южной) стене вдоль гребня. В кошках. Т.к. частые ледовые кулуары. Страховка за рельеф(петли), закладки крупных размеров, буры, в основном попеременная. Сверху небольшие карнизы.

Предпринимаем попытку идти по гребню- неудачная. Слишком крутой склон, не за что страховаться. Возвращаемся на Южную сторону. Постоянно с одновременной, местами попеременной страховкой. Много точек, тяжело ставить, лед тонкий, скалы часто разрушенные. Рельеф очень разнообразен: 30-80°. Насыщен. Местами есть узкие короткие полки, но траверсом передвигаться, страховаться тяжело. 3 раза снимали и надевали кошки. За 100 м до вершины уклон сильно возрастает до 80-90°. Поднимаемся на гребень идет по нему (по Северной) левой стороне уклон 35-50° снег, лед. На всем гребне Слоненка все карнизы направлены на Юг.

Уперлись в вершину пика Слоненок. Вершина представляет собой двухсторонний карниз (закрученый как спираль против часовой стрелки). Обходим их слева(с Севера), косой дюльфер 50 м, уклон в верхней части 60°. Выходим на скально-ледовый гребешок за карнизами, пересекая ледовый кулуар 15м. Возвращаемся по скалам и снегу назад на гребень (перила 30м). За вершиной карнизик на Южную сторону, движемся по краю скал Северной стороны. Еще 25 м по гребню. Полка. Расходятся 2 гребня: вправо(Юг) и влево(на Север), движемся влево- вниз 5м к скальному выступу. Записка в банке на крюке (12:15). 5 часов ЧХВ до вершины.

В 12:25 вниз по гребню 70м. ~35° (местами 40°). Лед, под 20см снега. По ступеням в гребне идется нормально. Страховка одновременная. С гребня вниз 100м дюльфера, буры, самовыверт. Вверху 55° внизу выполаживается до 25-35° и меньше. лед под 10 см снега. Еще 100м до пер. Слоненок 3А*.

14:00 тур на скалах пика Фестивольный. Вода есть вдоль края скал. Бивуак в мульде на перевале (Camp3). Сил идти на пик Фестивальный нет. ЧХВ спуска 1час 35 мин.

День IV (6.08)

5:30 Утра. Вышли траверсом обходя цирк слева по ходу. Между бергов поднимаемся под скалы. Входим в кулуар (левый, V-образный) и в нем тоже по левому кулуару, обходя бастион. Страховка за скалы, движенне по льду. В 6:00 зацепились за скалы в верхней части кулуара, сняли кошки. Прямо вверх по скалам на гребень. Это не основной гребень, за ним ещё один (ориентация на Юг) между ними наклонная полка, по ней на гребень. По гребню, по границе снега и скал, на вершину пика Фестивальный в 6:30. Скалы простые, все можно обойти. Рельеф богатый, насыщенный. Страховка на стоперах. ЧХВ 1час.

В 7:00 вышли в кошках по гребню.

По гребню снег – лед. Сброс высоты. Жандарм проходим в лоб.

Много мелких жандармов и выступов. Лазанье простое, местами среднее, редко сложное (до 3-5 м), много живых отколов и камней. Часто ледовые кулуары и снежники от 1м до 15м. Или рубим ступени или одеваем кошки. На снежных участках проходим преимущественно по Северной стороне. Связки, одновременная, попеременная страховка. Спуск на седловину – дюльфер 25 м. Есть старая петля. На седловине карниз. С седловины в обе стороны сильные обвалы. С седловины вверх ~ 60м скалы вверх, со смещением влево, средней сложности, местами сложные (~по 3-5 м) средний уклон 60-75°. Дальше по основному гребню по простым и средним скалам. Страховка перильная.

Движемся по гребню плавно набирая высоту . Чередуются снежный гребень, скалы, карнизы, ледовые стенки. Много раз одевали/снимали кошки.

Ближе к Джигиту гребень шире, Северная сторона положе (~30°), карнизы на Южную сторону. До перевала почти без набора по левой (Северной) стороне гребня. Снег, местами по 5-7 м лед. Страховка одновременная, на бурах. Перед перевалами поперечный снежный гребень вверх 5 м, вниз 10м. Седловина широкая. В 13:30 на пер. Джигит 3A*. Тур разрушен. Вода вдоль скал. Бивуак (Camp4). Привалы 2х10мин +1х20 мин. ЧХВ 6 часов.

День V (7. 08)

4:30 вышли из лагеря на восток, на вершинный взлет пика Джигит.

Подъем по левой стороне , потом траверс вверх на правый гребень к верху скал. Дальше по правому гребню (карниз вправо на Юг). Вершина - карниз на ЮГ. Тур чуть ниже слева на скале. 5:30 вершина Джигита 5120м. (15 мин на ней, встречаем рассвет)

20м движемся на Восток, слева от карниза. Вправо под карниз и под ним снег, лед 70м 65-70° до конца карнизов траверсом. Страховка попеременная, буры. 4м вверх скал средней сложности (страховка - большой стоппер) и на гребень (снежный якорь).

По правой стороне (Южной) по гребню до контрофорса. Вправо через него, и по стене под карнизами 60-75° лед и снег ~150 метров. Выход на гребень. Страховка на бурах. По гребню спуск на плоскую седловинку. (Седло 1) Возможен бивуак. Далее двойной карниз (по 2м), обойти не представляется возможным. Карниз на правую (Ю) сторону по левой (С) стороне, карниз влево наоборот по правой. Переход между ними (перелаз) приходится немного прорубить. Страховка на дерзости и молодости.

Далее по простому снежному гребню вниз. Он поворачивает на право (ЮВ) и резко спускается. В средней части вешаем дюльфер 50м, вниз вправо ~50°. В верхней части лед, снизу снег, по нему спускаемся на седловину, где большой надув с большим карнизом. Возможен бивуак на Южной стороне до Карниза. Далее жандарм, по снегу до скального гребня. По скалам и люду 50° на гребень и по гребню на явную седловину . (Седло 2) Огромный карниз слева. Справа 200-300м льда 40-50°, впереди вершинка ~ 70м. В мульде возможен бивуак.

Вверх на вершину. С нее отделяется гребень вправо (Ю) и справа(ЮВ) открывается новый цирк. Гребень к неназванной, не пройденной вершинке. В новый цирк спускается много скальных гребней, между ними ледовые кулуары (теоретически пригодны для прохождения). Влево в основном ледопады и висячие ледники. Местами выходы скал.

Влево (на Восток) уходит основной хребет Терскея.

Погода сильно портится, ветер, снег, пурга.

С вершинки 30м по левой (С) стороне, обходя карниз (Ю) и перелезли на правую сторону (Южную) прорубив карнизик 1 м. Впереди карниз на левую сторону(Северную). Его обошли справа и по правой стене среднее 40-45° (70° МАХ, пару мест по 4-5м). По снегу, льду, по скалам обошли большие карнизы. И со скал вышли за ними на гребень. По гребню вниз обходя карнизы слева(с Сев) до 60° снег по колено. Так до выходов камней слева. Страховка одновременная, буры + снежные якоря.

Впереди 2 жандарма и больших карниза. Справа возможно передвигатся, но потом нет выхода на гребень. Провешиваем 75м дюльфера косого по выходам скал и ледовым кулуарам (буры, петли)+ 20м влево-вверх до снежного пупыря. Небольшая вершинка с карнизами. Много снега (по колено). С нее гребень поворачивает на Юг и огибает цирк л. Эпюры. Влево ледовые сбросы. Петляя по ним 30-40° на гребень ведущий к перевалу Эпюра 2А. На спуске к перевалу еще 2 дюльфера по 50 м с ледовых сбросов. Много поперечных разломов. Одновременная и попеременная страховка на бурах и снежном якоре. 17:30 на Перевале Эпюра 2А.

С перевала вниз по гребню. По следам, не доходя 50 м до скал вправо в цирк 40м 40-50° дюльфера по льду. Дальше в связках по центру ледника вниз 20-30°. 18:30 на леднике.

Бивуак в мереном кармане по правой стороне. 19:00 лагерь.

ЧХВ дня 13 часов 45 мин.

Выход

Вниз, по правому краю ледника. 0,5ч. Далее по правому берегу. по тропе, Переправа, через правый приток (по колено). по тропе, через завалы до слияния с Караколкой (ЧХВ 4 часа) По грунтовой дороге до лагеря еще 1 час.

Дата: 04.05.2020, 12:28 | Опублікував: Александр Павлов | Теги : Походи Звіт Гірські походи Експедиція Тренування